Принята на IV съезде Профсоюза (Постановление № 4-1 от 24 мая 2005 года)
КОНЦЕПЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ на 2005–2010 годы
I. Введение
Концепция деятельности профсоюза работников здравоохранения РФ на 2005-2010 годы (далее именуется Концепция) является ориентиром и организационной основой для выработки и осуществления политики Профсоюза и практических мер в области социально-экономической защиты работников отрасли, совершенствования внутрисоюзной работы.
II. Цель, основные задачи Концепции
Основная цель Концепции состоит в том, чтобы максимально полно обеспечить представительство и защиту профессиональных, социально-трудовых прав и интересов членов Профсоюза на основе социального партнерства и укрепления внутрисоюзной деятельности.
Основными задачами Профсоюза являются:
1. В области финансирования системы здравоохранения, специального медицинского образования, науки и оплаты труда работников:
- отстаивание в органах законодательной и исполнительной власти всех уровней (федеральный, субъектов РФ, муниципальных образований), в хозяйственных структурах прав работников в части:
- финансового обеспечения их профессиональной деятельности;
- оплаты труда в размерах, соответствующих степени социальной значимости, ответственности и напряженности их труда;
- своевременной выплаты заработной платы.
В этих целях Профсоюз добивается:
- обеспечения финансирования организаций здравоохранения, медицинской науки, высшего и среднего специального образования из бюджетов всех уровней;
- возмещения всех затрат на оказание медицинских услуг в организациях здравоохранения из всех источников в объемах, гарантирующих их полноценное функционирование в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, а также в условиях осуществления ими предпринимательской деятельности;
- совершенствования системы обязательного медицинского страхования, исходя из необходимости реализации прав граждан на бесплатную медицинскую помощь и обеспечения профессиональных, трудовых и социальных прав и гарантий работников;
- участия органов отраслевого Профсоюза в общественном контроле за распределением имеющихся ресурсов финансовых средств в соответствующих бюджетах и фондах ОМС всех уровней;
- защиты профессиональных, социально-экономических прав и интересов работников в рамках реформирования системы здравоохранения, образования и науки с учетом реализации принципов разделения полномочий органов управления всех уровней, повышения эффективности расходования бюджетных средств;
- разработки и обеспечения единых принципов исчисления заработной платы работников организаций системы здравоохранения, медицинского образования и науки с учетом норм, установленных Федеральным законом от 22.08.2004 № 122, имея в виду:
- необходимость разработки научного обоснования стоимости труда специалистов;
- обеспечение зависимости величины заработной платы от занимаемой должности, квалификации работников, сложности выполняемых работ и условий труда в бюджетных учреждениях;
- систематизацию и гарантии установления выплат компенсационного характера за выполнение работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, обеспечение единых подходов к их применению в бюджетных учреждениях;
- использование различных видов поощрительных выплат за высокие результаты и качество выполнения работы;
- единые подходы к исчислению стажа работы;
- сохранение общего порядка аттестации и квалификационного категорирования работников, сертификации;
- индексацию уровня оплаты труда с учетом приближения минимального размера оклада неквалифицированного работника отрасли к прожиточному минимуму;
- механизм участия сторон социального партнерства в обеспечении единых условий оплаты труда работников системы здравоохранения на всей территории страны;
- недопущение задолженности по выплате заработной платы из всех источников, реализации норм Трудового Кодекса РФ об индексации сумм несвоевременно выплаченной заработной платы;
- осуществление экспертной оценки законопроектов, проектов нормативных актов и ведомственных решений, регламентирующих вопросы организации медицинской помощи и охраны здоровья населения в целом, деятельности учреждений здравоохранения, образования и науки, а также защиты социально-экономических и трудовых интересов работающих.
2. В области обеспечения занятости работников учреждений здравоохранения и защиты профессиональных интересов:
- отстаивание законных прав членов Профсоюза при решении кадровых вопросов и проведение политики, направленной на достижение занятости медицинских, фармацевтических работников, а также работников санаторно-курортных учреждений и федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- организация контроля за реализацией действующего законодательства о занятости;
- сохранение за работниками отрасли права на переподготовку высвобожденных работников за счет средств фонда занятости;
- участие в подготовке и реализации Отраслевой программы содействия занятости работников отрасли.
3. В области сохранения государственных гарантий по вопросам социальной защиты работников отрасли:
- максимальное сохранение достигнутого ранее уровня социальных гарантий, участие в разработке законодательных актов о системе здравоохранения.
- усиление роли Профсоюза в осуществлении общественного контроля за соблюдением условий коллективного и трудового договоров, правил и норм по охране труда. В этих целях добиваться введения режима свободного посещения представителями Профсоюза организаций (учреждений) здравоохранения независимо от форм собственности;
- защита интересов членов Профсоюза в организациях (учреждениях) здравоохранения при изменениях организационно-правовых форм и форм собственности этих организаций.
4. В области социального страхования, условий труда, охраны труда и здоровья, пенсионного обеспечения:
- участие Профсоюза через своих представителей в управлении фондами (пенсионного, занятости, социального, медицинского страхования и др.) и осуществление профсоюзами контроля за расходованием средств этих фондов;
- наиболее полное использование возможностей санаторно-курортных учреждений системы Минздравсоцразвития России, оздоровительных организаций Профсоюза для лечения и оздоровления работников здравоохранения и членов их семей, взаимодействуя с региональными отделениями Фонда социального страхования РФ;
- взаимодействие Профсоюза с федеральным, региональными и муниципальными органами исполнительной власти по созданию работникам здоровых и безопасных условий труда через отраслевые и региональные Соглашения и Программы оптимизации условий и охраны труда, коллективные договора и соглашения по охране труда в организациях (учреждениях) здравоохранения;
- осуществление контроля за реализацией права каждого работника - члена Профсоюза на безопасные условия труда, охрану его здоровья в организациях (учреждениях) отрасли через правовых и технических инспекторов труда ЦК Профсоюза, совместных комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профорганизаций;
- разработка и реализация механизма гарантированного обеспечения работников здравоохранения бесплатной медицинской помощью в рамках Федерального закона «О государственных гарантиях медицинской помощи» на территории Российской Федерации;
- совместно с региональными отделениями Фонда социального страхования РФ участвует в рассмотрении состояния заболеваемости (профессиональной и с временной утратой трудоспособности);
- оказание правовой и юридической помощи членам Профсоюза по вопросам, вытекающим либо взаимосвязанным с трудовыми отношениями;
- для оказания практической помощи членам Профсоюза сохранение или введение должностей специалистов в области правового регулирования труда и охраны труда работников здравоохранения в центральном органе и территориальных организациях Профсоюза;
- укрепление связей с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, состоянием охраны и условий труда;
- недопущение увеличения возрастного ценза для установления пенсий работникам системы здравоохранения, Госсанэпиднадзора, сохранение права отдельных категорий работников отрасли на досрочную трудовую пенсию.
5. В области социальной поддержки студентов добиваться:
- соблюдения гарантий, предусматриваемых трудовыми договорами, заключаемыми между работодателями и выпускниками высших, средних профессиональных образовательных учреждений, в том числе по обеспечению жильем и социальными льготами;
- обеспечения студентов общежитиями;
- упорядочения системы финансирования расходов на решение проблем социальной защиты студентов, уточнения норматива затрат на формирование фонда социальной поддержки студентов;
- увеличения размера стипендий студентам высших и средних специальных учебных заведений до прожиточного уровня в регионе с соответствующим увеличением стипендиального фонда, уделять особое внимание студентам, имеющим детей;
- обеспечения финансирования ВУЗов средствами на оздоровление и культурно-воспитательную работу, согласно федерального закона о высшем послевузовском образовании;
- сохранения и развития системы вузовских поликлиник, санаториев-профилакториев, оздоровительно-спортивных баз отдыха для медицинского обеспечения и оздоровления студентов.
6. В области развития социального партнерства:
- выступает с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов в области социального партнерства;
- заключает отраслевые соглашения на федеральном и территориальном уровнях, коллективные договора с целью защиты социально - экономических и трудовых прав работников организаций здравоохранения, научных и образовательных учреждений;
- применяет межотраслевые соглашения для решения общих социально-экономических проблем работников бюджетных отраслей на федеральном и территориальных уровнях.
Для выполнения своих функций Профсоюз использует:
- материалы по анализу и прогнозированию влияния рыночных отношений на жизненный уровень и социального положения работников здравоохранения ЛПУ, органов и организаций Роспотребнадзора, НИИ, ВУЗов, средних специальных учебных заведений с целью выработки собственной позиции и программы действий по защите прав и интересов членов Профсоюза;
- переговоры с органами законодательной и исполнительной власти, отраслевыми министерствами и ведомствами, работодателями на различных уровнях управления по социальным и экономическим вопросам;
- практику заключения межотраслевых соглашений и создание ассоциаций для решения общих социально-экономических проблем работников бюджетных отраслей на федеральном и территориальном уровнях;
- коллективные договоры и соглашения;
- право на обращение и представительство в судебных и арбитражных органах;
- коллективные акции и действия (собрание, митинг, демонстрация, пикетирование, забастовка и т.д.);
- разъяснения позиции Профсоюза среди депутатов Госдумы ФС РФ в защиту трудовых, социально-экономических прав и интересов работников здравоохранения;
- средства массовой и профсоюзной информации.
III. Организационное укрепление Профсоюза. Внутрисоюзная деятельность.
Вопросы организационного укрепления Профсоюза и внутрисоюзной деятельности решаются на основе Устава профсоюза работников здравоохранения РФ, действие которого распространяется на все организации Профсоюза.
В соответствии с Уставом, Профсоюз строится по производственно -территориальному принципу.
Основными направлениями в работе по организационному укреплению Профсоюза и совершенствованию внутрисоюзной деятельности всех структур Профсоюза на предстоящий период является решение таких вопросов, как совершенствование структуры Профсоюза, усиление мотивации профсоюзного членства и увеличение численности членов Профсоюза, совершенствование кадровой и информационной политики Профсоюза.
В этих целях организации Профсоюза и их выборные органы должны обеспечить:
- деятельность региональных, местных и первичных организаций Профсоюза строго в соответствии с Уставом Профсоюза и Общими положениями о территориальной, первичной организациях Профсоюза, а советов председателей первичных организаций Профсоюза - в соответствии с Положением о совете председателей (профорганизаторов) первичных организаций Профсоюза по городу, району, округу; улучшение взаимодействия структур Профсоюза между собой; не допущение, при наличии региональных организаций Профсоюза, прямых организационно-структурных связей и непосредственного членства первичных, местных организаций Профсоюза в Центральном комитете Профсоюза, территориальных объединениях организаций профсоюзов; повышение работоспособности региональных организаций Профсоюза за счет обеспечения республиканских, краевых, областных комитетов Профсоюза достаточными финансовыми и кадровыми ресурсами; совершенствование деятельности созданных в Профсоюзе институтов, в соответствии с Положениями о их деятельности;
- укрепление демократических основ Профсоюза и внутрисоюзной дисциплины; обеспечение коллегиальности и гласности в работе выборных органов Профсоюза; повышение личной ответственности руководителей организаций Профсоюза за соблюдение уставных требований, выполнение решений выборных коллегиальных органов Профсоюза, соблюдение принципов организационного и финансового единства; активное и сознательное участие членов Профсоюза в деятельности выборных органов Профсоюза;
- укрепление Профсоюза за счет привлечения новых членов, повышение его авторитета и влияния в обществе. Для этого необходимо обеспечить рост эффективности деятельности Профсоюза по защите социально-трудовых прав и интересов работников; формировать социальный имидж Профсоюза, привлекательный для различных категорий работающих в отрасли; создавать новые первичные организации Профсоюза в учреждениях, организациях здравоохранения различных форм собственности; укреплять финансовое положение Профсоюза;
- реализацию кадровой политики Профсоюза, направленной на повышение профессионализма профкадров и актива; формирование действенного резерва выборных руководителей организаций Профсоюза всех уровней; усиление мотивации профсоюзной деятельности и продвижение молодежи на профсоюзную работу; сохранение преемственности в деятельности лидеров организаций Профсоюза; разработку дополнительных мер по социальной защите профработников, в том числе лиц достигших пенсионного возраста; повышение значения морального стимулирования труда в Профсоюзе;
- совершенствование системы обучения в Профсоюзе, которая должна обеспечить повышение уровня знаний и квалификации профсоюзных кадров и актива, в том числе вновь избранных профлидеров, а также утвержденный решением выборных профорганов резерв на выборные должности в Профсоюзе, с последующим повышением их квалификации; реализацию дополнительных мер по организационному, кадровому, учебно-методическому и финансовому обеспечению системы обучения в Профсоюзе (с выделением в сметах профбюджета комитетов Профсоюза всех уровней на обучение не менее 6%); развитие организационно-методической сети по подготовке профсоюзных тренеров-преподавателей каскадным методом по схеме «Научи учителя»; повышение персональной ответственности руководителей организаций Профсоюза всех уровней за организацию обучения и повышение квалификации как профкадров и актива, так и своей;
- развитие информационной деятельности Профсоюза в целях содействия выборным органам Профсоюза в работе по защите социально-экономических и трудовых прав членов Профсоюза, укрепления профсоюзного движения, роста авторитета Профсоюза среди медицинской общественности, усиления мотивации профсоюзного членства, обеспечения информационных связей между различными структурами Профсоюза. В этих целях необходимо добиваться повышения информированности членов Профсоюза, доведения журнала «Профсоюзная тема» до каждой первичной организации Профсоюза, использования телеканалов, эфира радиостанций, других электронных СМИ и компьютерных сетей для освещение всех важнейших событий в жизни Профсоюза и результатов его работы;
- реализацию финансовой политики Профсоюза, направленной на укрепление среднего звена Профсоюза, привлечение на работу в профсоюзные органы высококвалифицированных специалистов с целью повышения эффективности работы структур Профсоюза по представительству и защите социально-трудовых прав и интересов членов Профсоюза; переход на централизованное финансовое обслуживание первичных организаций Профсоюза, не имеющих статуса юридического лица, в целях грамотного управления финансами и освобождения выборных руководителей первичных организаций Профсоюза от трудоемкой отчетности по финансам; совершенствование системы формирования бюджетов организаций Профсоюза всех уровней.
IV. Международное сотрудничество
Профсоюз работников здравоохранения РФ:
- сохраняет за собой право объединения в Ассоциации для представительства и защиты прав своих членов;
- открыт для контактов со всеми профсоюзами и рабочими движениями, поддерживает и укрепляет связи с родственными профсоюзами стран ближнего и дальнего зарубежья, принимает активное участие в деятельности Интернационала работников общественного обслуживания и его органов, членом которых он является;
- осуществляет международные связи, прежде всего, для повышения квалификации своих профсоюзных кадров всех уровней путем проведения интенсивного обучения совместно с такими зарубежными организациями, как британский профсоюз УНИСОН;
- тесно сотрудничает с международным профсоюзным сообществом работников здравоохранения и использует все его возможности оказания братской солидарности и поддержки для отстаивания социально-экономических интересов всех членов российского Профсоюза, защиты их профсоюзных и профессиональных прав.